21 ноября в X корпусе СГУ прошла встреча студентов с руководством Озинского муниципального района и директорами школ. В мероприятии приняли участие руководство Саратовского университета, деканы и директора образовательных подразделений СГУ. Модератор встречи, проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе О.Е. Нестерова предложила студентам воспользоваться возможностью и задавать вопросы своим будущим работодателям.
В 14 образовательных структурах СГУ готовят учителей по всему школьному расписанию за исключением преподавателей изобразительного искусства. Тем не менее, отдалённые сельскохозяйственные районы области всё ещё испытывают дефицит педагогических кадров, особенно страдают сельские школы. Перед общением со студентами делегация Озинского района, в которую вошли заместитель главы администрации Озинского района А.С. Максаков, начальник управления образования администрации Озинского муниципального района Е.М. Попкова, встретились с ректором СГУ А.Н. Чумаченко и подписали соглашение о подготовке молодых специалистов для данных районов. Е.Г. Елина сформулировала программу и задала тон мероприятия: «Наша задача – перевести эти предварительные договорённости в практическую плоскость».
Делегация района подготовила презентации по Озинскому району, чтобы напомнить своим землякам-студентам, обучающимся в СГУ, о том, чем престижны родные места. Несмотря на удалённость, район постоянно развивается, участвуя в федеральных и региональных проектах, становится всё более привлекательным для проживания. В районе решена проблема с питьевой водой, построен современный физкультурно-оздоровительный комплекс, во всех школах есть компьютерные классы, благоустройство территории стало визитной карточкой района. В свою очередь Е.Г. Елина рассказала о том, какое значение в университете придаётся подготовке не только будущих педагогов, но и дефектологов, школьных психологов, логопедов. В СГУ представлен весь спектр специальностей, востребованных в Саратове и районах области. В 2018 году университет выпустил почти 1800 студентов по укрупнённой группе направлений «Педагогические науки», из них – около 1000 педагогов. Так что выбор у муниципалитетов есть. Осталось заинтересовать молодых специалистов, мотивировать их на возвращение домой.
«По закону распределения не существует, значит, надо использовать другие возможности – заинтересовать ребят должностью, большим количеством учебных часов, жильём, зарплатой, – предложила Елена Генриховна. – Есть и ещё одна возможность, которую районы области используют слабо, – целевая подготовка. Нам нужно договориться о том, чтобы уже в этом году вы направили к нам на обучение тех ребят, которых вы потом хотели бы видеть у себя в качестве учителей. Мы могли бы готовить кадры под ваш конкретный заказ. Если предполагается вакансия учителя химии с дополнительными часами по биологии, у нас есть право готовить и по индивидуальным программам и планам. И, наконец, третья возможность решения кадрового голода – учебные производственные практики. С нового учебного года, когда мы перейдём на обновлённые федеральные стандарты, предполагается, что общее количество педагогических практик составит в совокупности один учебный год. Мы могли бы организовать учебный процесс индивидуально – таким образом, чтобы все, кто пожелает, прошли практику в конкретной школе».
Заместитель главы администрации Озинского муниципального района А.С. Максаков поддержал эти предложения: «Для нас это первый опыт такого общения с университетом, и мы надеемся на результат, – подчеркнул он. – Да, мы находимся далеко от Саратова, нас разделяет 291 километр, мы граничим с Казахстаном. Мы удалённый сельскохозяйственный район со 152 тысячами гектаров пашни. Но у нас работают 34 образовательных учреждения, и педагогические кадры нам нужны всегда. Уже три года у нас действует программа поддержки молодых специалистов-медиков. В этом году мы внесли на рассмотрение депутатов подобный проект в области образования. В следующем году каждая школа будет подключена и к оптико-волоконным линиям связи, Интернет станет скоростным, а значит, про удалённость района можно будет в этом смысле забыть».
На встрече также выступил начальник управления образования Озинского района Е.М. Попкова. Директора школ района рассказали о своих учебных заведениях и о конкретных вакансиях. Речь шла об учителях-предметниках практически всего спектра направления «Педагогические науки».
Начальник отдела по организации приёма на основные образовательные программы СГУ С.С. Хмелев проинформировал участников встречи о том, что система целевого набора в будущем году не изменится. К концу марта от администрации района ждут заявления по педагогическому направлению. При этом обязательным требованием является то, что в договорах должны быть прописаны социальные гарантии: в течение какого времени будет трудоустроен выпускник университета, какое жильё ему предоставляется и так далее.
Декан факультета иностранных языков и лингводидактики Р.З. Назарова призвала директоров школ не ограничиваться преподаванием только английского языка, но и внедрять немецкий, как более перспективный в современных условиях, к тому же это позволит им решить проблему с дефицитом учителей иностранного языка.
По словам четверокурсницы Института истории и международных отношений Елены Колтун, в работе на селе есть масса преимуществ. Этой осенью она проходила практику в МОУ «СОШ р.п. Озинки», которую сама когда-то закончила: «Если в Саратове мои сокурсники провели во время практики по несколько уроков, то я – 42! И я поняла, что учитель – моя профессия», – с гордостью сказала она.
В завершение проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе О.Е. Нестерова подвела итоги встречи, на которой были намечены конкретные формы сотрудничества. Ольга Евгеньевна предложила студентам воспользоваться обозначенными возможностями, посоветовала проявить заинтересованность и рассмотреть вакансии, которые были предложены на встрече. После встречи студенты активно задавали вопросы гостям и уточняли подробности потенциальной работы.
|