Тема урока:
«Повторение и обобщение
изученного о простом
осложненном предложении»
Автор: Никифорова Любовь Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Школа с.Солянка».
Стаж работы 30 лет
1 квалификационная категория
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок по русскому языку в 8 классе по теме «Повторение и обобщение изученного о простом осложненном предложении» соответствует общеобразовательной программе обучения, развивает ключевые компетентности учащихся.
В учебном курсе урок занимает место промежуточного повторения: после изучения обращений, вводных конструкций и однородных членов предложения как осложняющих компонентов в простом предложении (Глава 3) перед изучением обособленных и уточняющих членов предложения (Глава 4 учебника «Русский язык.8 кл» под редакцией А.Д.Шмелева).
В соответствии с ФГОС по типу это урок рефлексии (повторительно-обобщающий).
Цели урока:
- содействие повторению пунктуационных правил в простом осложненном предложении (однородные и обособленные члены, вводные конструкции и обращения);
- создание ситуации успеха, формирование способности к систематизации и обобщению изученного;
- развитие навыков самоконтроля и адекватной самооценки обучающихся.
Задачи урока:
- Повторить и систематизировать знания об осложнённом предложении;
совершенствовать навыки узнавания осложнённого предложения и умение различать простые осложнённые и сложные предложения.
- Развивать практические умения по применению теоретических знаний и аналитических способностей учащихся; совершенствовать орфографическую зоркость, пунктуационную грамотность и речь обучающихся.
- Воспитывать способную к саморазвитию, мотивированную к обучению личность, владеющую различными формами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, с высокой гражданской ответственностью.
В основе разработки лежит Программа «Русский язык 5-9 классы общеобразовательных учреждений» УМК «Алгоритм успеха» автор Л.О.Савчук (под редакцией Е.Я.Шмелевой). Использованы элементы технологии «Развитие критического мышления», компьютерных технологий и Активных методов обучения.
Урок ориентирован на учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией А.Д.Шмелева УМК «Алгоритм успеха» (ИЦ «Вентана-Граф», 2018), но может быть использован по данной теме и для других УМК.
Необходимое оборудование: доска, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал для учащихся.
Самоанализ урока русского языка в 8 классе МОУ «Школа с.Солянка»
(учитель Никифорова Л.А.)
Тема урока: «Повторение и обобщение изученного о простом осложненном предложении»
Тип урока: Урок рефлексии (повторительно-обобщающий).
При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся 8 класса.
Цели урока обусловлены его темой. На уроке решались следующие задачи:
- образовательные: повторить и систематизировать знания об осложнённом предложении; совершенствовать навыки узнавания осложнённого предложения и умение различать простые осложнённые и сложные предложения;
- развивающие: развивать практические умения по применению теоретических знаний и аналитических способностей учащихся; совершенствовать орфографическую зоркость, пунктуационную грамотность и речь обучающихся;
- воспитательные: воспитывать способную к саморазвитию, мотивирован-ную к обучению личность, владеющую различными формами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, с высокой гражданской ответственностью.
Урок был направлен на формирование следующих УУД:
Личностные: сформированность системы ценностных отношений к себе и другим участникам процесса, самому образовательному процессу, мотивации к обучению, основ гражданской идентичности, формирование адекватной позитивной самооценки и самоприятия, ценностных ориентиров, границ собственного знания и незнания.
Познавательные: использование знаково-символических средств, моделей и схем для решения задач, построение речевого высказывания в устной и пись-менной форме, сравнение и классификация по заданным критериям, установление причинно-следственных связей, владение всеми видами речевой деятельности.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий, оценка правильности выполнения действия, внесение необходимых корректив, адекватное восприятие оценки учителя.
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, построение понятных для партнера высказываний, контроль действий партнера, построение монологического высказывания, формулирование собственного мнения.
Обучающий аспект урока реализован полностью.
Урок был построен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС с использованием компьютерных технологий и технологии развития критического мышления. Выбранная форма соответствует содержанию.
Использовались различные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная. Применялись словесно-репродуктивный, наглядный, практический и другие активные методы обучения.
Применялись средства и оборудование, способствующие достижению целей урока, как то: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, разда-точный материал.
Чередование видов деятельности (устная и письменная работа, просмотр слайдов презентации, моделирование самостоятельных предложений и анализ готовых) обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся. Чувствовалась заинтересованность учащихся, высокий эмоциональный настрой, дружеская атмосфера. Подростки хорошо работали на протяжении всего урока как в паре, так и индивидуально. Применяли полученные ранее знания, умения и навыки в новой ситуации.
Урок имел большое воспитательное значение.
Считаю, что урок удался, задачи реализованы, цели достигнуты. Этап рефлексии показал, что урок был продуктивным.
Карточка 1.
Выполните полный синтаксический разбор предложения:
Говоря о войне, мы всегда вспоминаем лучшие качества нашего народа: мужество, терпение, самопожертвование.
Разберите по составу слово говоря.
Карточка 2.
Выполните полный синтаксический разбор предложения:
Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.
Что можете сказать о слове «будущего»? Какая это часть речи?
Разберите по составу слово знающий .
Объясните написание НЕ со словами в данном предложении.