Главный школьный экзамен уже совсем близко: ЕГЭ выпускники начинают сдавать уже в мае. Ребята переживают, судорожно впитывают информацию и мечтают, чтобы всё это скорее закончилось. Тем временем большинство специалистов уверены: ЕГЭ — крайне полезная штука. Нам удалось поговорить с заместителем руководителя Рособрнадзора Анзором Ахмедовичем Музаевым — человеком, который курирует проведение экзамена на самом высоком уровне.
Он рассказал о том, как менялся экзамен, что ждёт выпускников 2019 года и стоит ли им чего-то опасаться.
— Существует мнение, что современных детей «натаскивают»
на ЕГЭ. Даёт ли подготовка к ЕГЭ что-то, кроме шанса поступить в вуз?
— Единственный способ эффективной подготовки к ЕГЭ – качественное освоение соответствующего учебного предмета. Например, если речь о математике, то это освоение алгебры, геометрии, в русском языке – развитие речи, освоение норм русского языка и умение их применять на практике. В процессе подготовки к ЕГЭ ученик в письменной работе стал делать не 15-20 ошибок, а всего 1-2? Научился решать уравнения, писать сочинение? Что тут плохого?
Кроме того, невозможно натаскать школьника на выполнение практико-ориентированных заданий, которые содержат вопросы, требующие самостоятельных рассуждений и творческого подхода. А ведь доля развернутых ответов в общем балле участника ЕГЭ сейчас по ряду учебных предметов доходит до 80%.
Помимо обязательных русского языка и математики, выпускники выбирают предметы, которые нужны им для поступления в вуз и получения будущей профессии. Школьники сами мотивированы на более глубокое изучение выбранных ими предметов и дополнительную подготовку к сдаче экзаменов.
Если ученик хорошо освоил учебный предмет, он не только поступит в вуз, а сможет успешно в этом вузе обучаться. Важно ведь не просто поступить и дотянуть до первой сессии, а полноценно осваивать профессиональные компетенции.
— Что изменится в ЕГЭ в 2019 году и на что при подготовке нужно обратить внимание?
— С этого года расширен перечень предметов для сдачи ЕГЭ: выпускники получили возможность сдать китайский язык наряду с английским, немецким, французским и испанским.
Установлены новые правила участия в ЕГЭ по математике: выпускники теперь могут выбрать только один уровень, базовый или профильный. При этом пересдать неудовлетворительный результат экзамена в резервные сроки можно, изменив выбор уровня. Выпускники прошлых лет больше не могут участвовать в ЕГЭ по математике базового уровня.
Что касается изменений в содержании контрольных измерительных материалах ЕГЭ, то они незначительны и коснулись в основном заданий, требующих развернутого ответа. Все эти изменения были анонсированы еще до начала учебного года.
На что стоит обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по разным предметам специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) рассказали в своих рекомендациях. С ними можно ознакомиться на сайте Рособрнадзора. Не так давно Рособрнадзор также завершил публикацию видеоконсультаций по подготовке к ЕГЭ-2019 по всем предметам.
— Усложнились или упростились задания ЕГЭ с момента его введения? Каким образом?
— Невозможно так просто сказать, усложнились или упростились. Формат и содержание ЕГЭ претерпели за годы его проведения существенную трансформацию в соответствии с запросами общества.
Появилось много заданий, которых не было в ЕГЭ в режиме эксперимента, да и при введении ЕГЭ в штатный режим.
Наиболее заметное изменение – отказ от использования заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных. Большинство заданий ориентированы сейчас не на воспроизведение по памяти заученной информации, а на применение знаний, решение практических задач. Стало больше заданий с графическими и визуальными элементами. Расширился спектр заданий с развернутым ответом.
— Как меняется из года в год количество стобалльников? Каковы шансы получить на ЕГЭ 100 баллов? Кто может получить на ЕГЭ 100 баллов?
— Количество стобалльных результатов растет. Так, в 2017 году их число составило более 5 тысяч, а в 2018 году – свыше 6 тысяч. Но нужно понимать, что в последние годы растет и число выпускников, сдающих ЕГЭ.
Получить 100 баллов может любой участник ЕГЭ. Для этого нужно отличное знание предмета, умение концентрироваться на достижении целей, работать в условиях ограниченного времени. Также важен самоконтроль – многие ошибки участники ЕГЭ могли бы исправить, просто проверив до записи в бланки свои ответы и решения. И, как на любом экзамене, необходимо немножко везения.
Контрольные измерительные материалы ЕГЭ основаны на школьной программе. Но участие в репетиционных экзаменах, олимпиадах, самообразование также способствуют получению навыков самоорганизации и глубоких знаний. Чем больше практики, тем проще будет на ЕГЭ, если заранее разбирать сложные вопросы и быть к ним готовым.
Если 11 лет учебы в школе не прошли зря, ученик планомерно и старательно занимался, получить на экзамене 100 баллов при самостоятельной подготовке – это реальность, а не фантазия. Это доказывают многочисленные примеры.
— Кто наблюдает за ЕГЭ? Нужно ли их бояться?
— Наблюдение за проведением ЕГЭ ведут общественные наблюдатели и контролирующие органы федерального и регионального уровня. Причем, в поле их зрения находятся не только пункты проведения экзаменов, где сдают ЕГЭ участники, но и региональные центры обработки информации, места работы конфликтных и предметных комиссий. Наблюдение ведется как непосредственно в экзаменационных пунктах, так и дистанционно с помощью видеокамер, транслирующих ход экзаменов в режиме онлайн.
Видеонаблюдение за процессом сдачи экзаменов вызвало поначалу много вопросов у участников ЕГЭ и их родителей. Но оно же помогло снять завесу таинственности и избавиться от небылиц о том, что происходит в пункте проведения экзамена во время ЕГЭ. Теперь это можно увидеть.
Наблюдение с помощью видеокамер прочно вошло в жизнь современных людей. Это основа работы систем безопасности в аэропортах, учебных заведениях, учреждениях, торговых центрах, жилых домах. Каждый из нас ежедневно попадает в поле зрения десятков и сотен камер. И видеокамеры на ЕГЭ – это такая же обыденная мера безопасности, которая не должна вызывать какой-то повышенный дискомфорт.
Главное, о чем нужно помнить, что все меры, принимаемые для соблюдения порядка проведения ЕГЭ, призваны предоставить каждому равные условия сдачи экзамена, получить объективные результаты и честного конкурировать при поступлении в вузы.
— Правда ли, что сегодня есть мода на технические специальности? И заметно ли это по количеству сдающих ЕГЭ и качеству их работ?
— Самыми популярным предметом по выбору, согласно статистике Рособрнадзора, по-прежнему остаются обществознание. Это закономерно, так как результаты этого экзамена принимаются вузами при зачислении на большое количество специальностей и направлений подготовки. Также высоко востребованы физика, биология, история и химия. Такая картина наблюдается уже четвертый год подряд. В 2019 году мы также видим рост числа участников экзамена по информатике (на 3,1%).
Анализ специальностей, которые выбирают для обучения в вузах участники ЕГЭ, набравшие 100 баллов, показал, что наиболее востребованными у них являются лечебное дело, экономика, менеджмент, юриспруденция, лингвистика, филология, педиатрия, стоматология, прикладная математика и информатика, международные отношения.
— Недавно ввели ЕГЭ по китайскому языку. Планируются ли еще какие-то новые экзамены?
— Введение иных дополнений в перечень учебных предметов для сдачи ЕГЭ в ближайшее время не предусмотрено.
А вот число обязательных предметов для получения выпускником аттестата расширится: с 2022 года к русскому языку и математике добавится иностранный язык.
— Удалось ли победить списывание? Продажу ответов и реальных КИМов? Или работы по этому вопросу все еще ведутся?
— Рособрнадзором принимались и будут приниматься все необходимые меры для проведения честного и объективного ЕГЭ. Для этого была выстроена система контроля, доказавшая свою эффективность.
В аудиториях пунктов сдачи экзамена ведется видеонаблюдение, на входе установлены металлодетекторы, работают блокираторы сотовой связи, общественные наблюдатели. Нарушители удаляются с ЕГЭ с аннулированием результата и без права пересдачи экзамена в текущем году, причем при подтверждении факта списывания результаты аннулируются даже после окончания экзамена. Все это свело попытки списывания на ЕГЭ к единичным случаям, которые в подавляющем большинстве успешно выявляются и пресекаются.
Что касается утечек КИМ, то меры информационной безопасности, предпринимаемые на всех этапах подготовки и доставки экзаменационных материалов, исключают возможность таких утечек. С 2013 года случаев утечки КИМ до начала экзаменов зафиксировано не было. Все периодически появляющиеся в сети якобы варианты КИМ и ответы, по факту оказываются фальшивками, а предложения их купить – не что иное, как банальное мошенничество.
ЕГЭ — тема, которая сегодня безусловно на повестке дня. Однако в буднях школьников есть и другие важные дела — например, Всероссийские проверочные работы, которые массово пишут школьники с 4 по 11 класс весной. Их дружно опасаются ученики, учителя и администрация школ. Мы решили выяснить, для чего они нужны системе образования, и нужны ли вообще?
— Всероссийские проверочные работы проводятся уже четвертый год. Что дает проведение ВПР, в каком направлении будет развиваться этот проект?
— ВПР изначально вводились как инструмент оценки школой уровня подготовки своих учеников. Это возможность для школы получить материалы, разработанные на федеральном уровне, провести проверочные работы, проанализировать полученные результаты, выявить проблемные зоны в подготовке учащихся и принять меры для их устранения. Подчеркну, что ВПР вводились и продолжают рассматриваться нами именно как инструмент для школ. Если работа проводится объективно, то школа получает большой объем полезной информации, с которой она может работать. При желании этой информацией могут воспользоваться и родители, чтобы помочь своему ребенку.
С самого начала организаторы не пошли по пути превращения ВПР в экзамены и по пути организации жесткой процедуры их проведения. Работы проводит школа. Поэтому объективность результатов и то, насколько они будут полезны для школы, во многом зависит от действий школьных педагогов и директоров. К сожалению, пока в этом вопросе остаются проблемы. Но мы планируем постепенно решить их, двигаясь по двум направлениям.
Во-первых, ведется большая разъяснительная работа с директорами школ и управленцами, в рамках которой мы рекомендуем изменить отношение к результатам оценки, не наказывать школы за недостаточно высокие результаты, а, наоборот, предлагать им помощь.
Во-вторых, начиная с этого года, мы постепенно вводим систему автоматической генерации вариантов ВПР, при которой каждая школа получает свой вариант работы. Это поможет решить проблему публикации вариантов ВПР и ответов к ним в Интернете. Хотелось бы отметить, что все предпринимаемые меры не направлены и не будут направлены на ужесточение процедуры проведения ВПР в классе.
Особое звучание ВПР приобретают с началом реализации в нашей стране национального проекта «Образование», поскольку они помогают осуществлять мониторинг результативности тех мер, которые планируется предпринять для повышения качества образования.
— Как будет внедряться новая оценка по PISA и кого она коснется?
— С одной стороны, исследование PISA не такое уж новое, поскольку Россия участвует в нем с 2000 года. Вместе с тем, цели, стоящие перед российским образованием, в том числе, попадание в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, нуждаются и в соответствующих механизмах мониторинга. А поскольку именно в PISAуспехи российских школьников не настолько высоки, как в остальных международных исследованиях (PIRLS и TIMSS), мониторинг будет проводиться с учетом особенностей PISA. Разумеется, главное во всем этом – не оценка, а те меры, которые будут приниматься в рамках реализации национального проекта «Образование», чтобы вывести наше образование на новый уровень качества.
Но если говорить именно об оценке, то она представляет собой выборочные исследования, которые будут проводиться ежегодно с 2019 по 2024 годы в октябре. Каждый год в этих исследованиях будет принимать участие сравнительно небольшая часть школ – около 1 тысячи (всего в России около 42 тысяч школ), причем в каждой школе процедуры исследования затронут только 15-летних учащихся.
Данное мероприятие позволит не только вести мониторинг наших успехов в образовании, но и в большей степени ориентировать систему образования на те аспекты обучения, которые связаны с вызовами современного мира и которые сейчас очень активно обсуждаются в мировом образовательном сообществе. Это умения применять на практике полученные знания, критически мыслить, и другие.
По результатам этого исследования система образования России в целом и системы образования отдельных регионов получат важную информацию для повышения эффективности своей работы, а школы и ученики приобретут интересный опыт выполнения практических заданий, основанных на школьной программе. Надеемся, что польза будет для всех.
Мы тоже думаем, что статистики, помогающей делать образование лучше, много не бывает. Как не бывает много и информации об экзамене, который в этом году предстоит сдать более чем 780 тыс. выпускников. Редакция портала «Образование в России» желает всем им удачи на пути к знаниям! А также от всей души благодарит Анзора Ахмедовича за интересное интервью.
|